«Лето с пользой для ума»
Лето – благоприятный период не только для
отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их психического развития. В
это время года дети с помощью взрослых могут расширить свои
представления об окружающем мире, развить внимание, память,
наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить
словарный запас, а также проявить творческие способности. Всё это
очень важно для их эмоционального и нравственного благополучия и
подготовки к школьному обучению. Во время совместного досуга
советую:
1.Знакомить детей с природными явлениями,
происходящими летом в неживой и живой природе. Учить видеть природные
взаимосвязи. (Например, тучи на небе, значит, будет дождь.Цветы
одуванчика закрыты в пасмурную погоду или вечером и т.п.)
2. Гуляя в парке и лесу, наблюдать
за разными представителями животного мира,
рассматривать деревья, кустарники, цветущие травы. И обязательно
предлагать ребёнку рассказать о том, что он увидел. Что растёт в лесу (в
поле, на лугу), кто там живёт? Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Рассматривать растения,
называть их части: ствол, ветка, лист, цветок, плод, корень, лепесток, . Учить
различать и называть несколько видов деревьев и кустарников. Сравнивать их,
определяя сходство и отличие. Например, сравнить клён и берёзу, ель и сосну,
сирень и рябину.
4. Проводить дидактические
игры: «С какого дерева лист», «Найди такой же лист », «Узнай
и назови» (дерево, куст, на картинке или в природе), «Что лишнее?».
5.Учить различать и называть несколько видов
полевых и садовых цветов. Дидактическая игра на группировку цветов «На
лугу – на клумбе».
6. Учить стихи о цветах и деревьях: Е.
Благинина «По малину», «Рябина», Е.Серова «Колокольчик», «Ландыш»,
«Кашка», «Одуванчик», И.Токмакова «Ели», «Берёзы», «Сосны», «Дуб»,З.
Александрова «Букет».
Читать рассказы о растениях и беседовать по
их содержанию: А. Онегов «На лесной поляне», М. Пришвин «Золотой луг» и
другие.
7.Отдыхая на реке, озере, море тоже
развивайте детскую наблюдательность и умение сравнивать. Чем похожи, чем
отличаются эти водоёмы? Объясните, что такое течение, берега, волны, прибой.
Наблюдайте с малышом за рыбками, чайками.
8. Летом создавайте детям условия для игр с
природным материалом (шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной
и пр.) Дети учатся использовать предметы - заместители (например, палочку
вместо ложечки для куклы, камешки, вместо конфет для неё). Это развивает
фантазию и творческие способности.
9. Учите ребёнка различать
и правильно называть величины предметов и объектов, а не только «большой –
маленький». Например, ствол толстый и тонкий, дерево высокое и низкое, ветка
длинная и короткая, река широкая, а ручей узкий и т.д.
10. Разнообразие летних красок, поможет
учить с детьми названия цвета, в том числе и оттенков. Поиграйте с ними
так: «Разные краски лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые по цвету».
11.Учите ориентироваться в пространстве.
Этому поможет дидактическая игра «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за
спину, т.д.),«Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними
левую руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т.д.).Ориентироваться на
плоскости листа научат задания типа: « Положи в центр листок клёна, в правый
верхний угол- шишку ели, в левый верхний угол- шишку сосны, правый нижний угол-
ромашку, в левый нижний угол- василёк».
12.Упражняйте детей в счёте до 10 и обратно,
опять же используя природный материал (шишки, камешки, лепестки, листья и
пр.).
13.Учите детей сравнивать. Например, дерево и
бревно, птицу и самолёт, ромашку и колокольчик, яблоко и грушу, девочку и
куклу. В чём их отличие и есть ли сходство? Почему? Учите ребёнка
доказывать своё мнение.
14. Работая на огороде и во фруктовом саду,
дайте детям на наглядном примере понять процесс выращивания
растений из семян, расскажите о зависимости их роста от природных условий
(света, влаги, тепла). Учите наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов
и ягод и привлекайте к посильной помощи.
15 .Учить детей ежедневно рассказывать о
погоде, о том, что они увидели, чем занимались. И если малыш допускает ошибки в
построении предложений, исправьте его. Это способствует развитию
грамматического строя и связной речи ребёнка.
16.Развивайте речевое дыхание ребёнка,
предлагая подуть в соломинку или на одуванчики, надувая шарики или
мыльные пузыри.
Всё это сформирует у детей целостное
представление о лете как о времени года, расширит их кругозор, разовьёт
интеллект и любознательность, приобщит к удивительному миру природы. И,
что особенно важно, совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и
родителей, улучшают домашний микроклимат и способствуют
укреплению семьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий