Я нашел себе любимое дело:
искать и открывать в природе
прекрасные стороны души человеческой.
М.Пришвин
Какую же роль в организации досуга детей может сыграть окружающая нас
природа с ее удивительными разнообразными явлениями,
неисчерпаемыми возможностями познания и воспитания ребенка.
В.А.Сухомлинский
говорил: »Глубоко ошибаются считающие ,что если детей окружает природа, то уже
в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе
нет никакой магической силы ,влияющей на разум , чувства и волю. Природа
становится могучим источником воспитания лишь тогда , когда человек познает ее
, проникает мыслью в причинно-следственные связи».
Так
пусть же природа будет нашей союзницей в воспитании детей. Давайте чаще
отправляться вместе с ребенком на природу. Такие прогулки сближают родителей со
своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе
взаимопонимания. Во время прогулок мы имеем большие возможности воспитательного
воздействия на ребенка, а также развиваем его ум ,тренируем внимание, память.
Нам лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь,
чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью.
Важно ,чтобы прогулки с детьми на природе были постоянными и желанными для
ребенка. Ведь можно вечером , удобно расположившись в кресле , смотреть
телевизор. А можно , отбросив на время все свои дела и заботы ,взять за руку
своего малыша и пойти с ним на природу . Задумайтесь ,сколько всего интересного
можно показать ребенку на высоком темном небе с огромным количеством звезд и
созвездий .И здесь будет присутствовать все: и задушевная беседа , и
откровенный разговор. А сколько положительных эмоций получит ребенок во время
такой вечерней прогулки , во время общения с близким ему человеком . А
как полезны для здоровья такие прогулки перед сном.
Интиресное в
природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и
показывать это ребенку. Мы должны поддерживать у детей познавательный интерес к
происходящему в природе. Нет такого периода у природы , когда ребенку нечего
было бы показать. Каждое время года по – своему прекрасно и очаровательно и
имеет большой запас разнообразных природных явлений , которые интересны
для наблюдений с детьми .Совершая прогулки , следует помнить, что в природе нет
полезного и вредного .Все в природе взаимосвязано .Уничтожение одного
вида влечет за собой гибель другого. Об этом мы должны помнить всегда ,
совершая прогулки с ребенком , и правильно относиться ко всем живым объектам.
Например,
часто бытуют разговоры о том ,что лягушки отвратительные , холодные , мокрые ,
лупоглазые. И было бы ,наверное ,значительно легче выбирать себе друзей ,
опираясь лишь на внешность , если бы красивая внешность всегда
гармонировала бы с внутренней красотой. Каждый живой организм самобытен
,интересен. Каждый вправе рассчитывать на доброе отношение к себе человека
–человека разумного. Будь то тритон или лягушка.
И как замечательно ,когда
организуются загородные поездки всей семьей. Заготавливаются продукты,
собирается рюкзак, берутся мячи , ракетки и т.д.
Поход свой в
природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми
там встречаешься , но при этом важно поздороваться и с деревьями , кустами
,птицами ,насекомыми. «Здравствуй , природа родная , мы пришли в гости к тебе
!» Да ,мы пришли к тебе в гости ,мы – гости твои ,природа ,поэтому и вести
должны себя соответствующим образом : как доброжелательные люди , не забывая
при этом ,что наше поведение в природе –эталон поведения для ребенка.
Обычно
,приехав на пикник ,родители капитально обосновываются на месте , с которого
их не сдвинешь. А маленьких исследователей всегда манит даль. Здесь
он видит перед собой новое и доселе ему не известное. Он
изумляется открывшимся ему тайнам природы , которые впоследствии
могут стать могучим толчком для развития ребенка.
Да ,дети
–неутомимые исследователи . Поняв закономерность ,они сразу же начинают искать
новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без
помощи взрослого .Вопрос: а как ее оказать? По возможности так , чтобы
маленький исследователь большую часть поиска сделал сам . Часто бывает
достаточно показать ребенку место поиска , например ,лужу и понаблюдать
там осторожно за водомерками.
Многие дети
любят рисовать с натуры. Это хорошо делать непосредственно на природе
,приспособив для этого фанерку и присев на пеньке. Карандаши при этом
можно разместить в кармане курточки. Рисовать можно и по памяти дома ,
отражая в рисунке свои впечатления о проведенной прогулке.
Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки! А
также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных ,
насекомых , растений ,птиц ,поискать их тут же на полянке и понаблюдать за
ними.
Уместно
загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте , сколько положительных
эмоций получит ребенок ,найдя живую отгадку.
Можно также
вспомнить пословицы , поговорки ,приметы ,которые ранее учили с ребенком
и которые оказывают большое влияние на развитие личности
дошкольника.
А сколько
замечательных песен о природе имеем мы в своем репертуаре ! И как хорошо
,собравшись все вместе , негромко их спеть. Такие минуты общения необходимы как
взрослым , так и детям и надолго остаются в памяти .
С ребенком
можно организовать дидактическую игру ,в ходе которой закрепить имеющиеся
у ребенка знания , например ,»Найди дерево по описанию», «С какого дерева
лист», «Что где растет » и т. д.
Бережное
отношение к богатствам родной природы надо воспитывать с раннего детства , и на
это нельзя жалеть своего труда .Только в том случае , если сами родители
бережно относятся к природе , можно требовать и от детей того же ,
терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства.
И невдомек
иным взрослым , как развращают и ранят души детей картины , которые
запечатлевают следы варварского поведения на лоне природы , которые
превращают лесные поляны ,полные тайн и чудес ,в полумертвый пейзаж.
Помните , что
для понимания природы недостаточно только одних знаний . Здесь требуется
еще одно особое чувство –чувство природы . Только вкладывая свою душу ,можно
научить детей уважать ее и заботиться о ней.
Природа Вас
ждет , она Вам рада !
Комментариев нет:
Отправить комментарий